Великая соотечественица
В 1831 году, 12 августа в Екатеринославле (нынешний Днепропетровск), в аристократической дворянской семье, ведущей свой род от князей Долгоруких, родилась девочка. Детство, отрочество и раннюю юность она проводит в Малороссии, Саратове и Тифлисе, очень рано потеряв мать. Потом весьма недолго проживает на Кавказе, и в семнадцать лет покидает Россию. Будет жить в странах Европы и США, Индии и Британии. Ей будет суждено сделать то, что до нее не сделал никто. Она под непосредственным руководством и в сотрудничестве с Великими Учителями и самим Владыкой таинственной Шамбалы, Махатмой Майтрейей Мориа, даст миру учение, равного которому до нее не давал никто.

Впервые вопреки тупиковым позициям узкоматериалистической науки, клерикального одеяния и неубедительности церковного догматизма религиозных толкований, было дано в синтезе науки, философии и религии сокровенное знание, проливающее свет на истину. В таком синтезе впервые за многие тысячелетия как раз и была дана сама Истина. И эпиграфом к ее главным трудам не случайно избрано утверждение – «нет религии выше истины».

Сегодня, имея возможность изучать все, что она написала (в советское время цензура не пропустила бы под недремлющим оком КГБ подобных изданий), а это более двадцати томов, все, слава Богу, изданы и есть в продаже. Особенно значимыми, как впрочем, и сложными для постижения, остаются двухтомник «Разоблаченная Изида» и трехтомник «Тайная доктрина». Другие ее работы для изучения не намного легче, но значимость и значение их для будущего и эволюции человечества нисколько при этом не уменьшается. Даже наоборот. Более того, растет и будет возрастать в дальнейшем их актуальность, ибо эволюция человечества без истинных знаний невозможна. Как невозможна полноценная жизнь человека без понимания основ мироустройства. Законов и принципов мироздания, цели, смысла и путей эволюции человечества, человека, Земли и Вселенной.

До издания ее трудов (а это было в основном в 70-х-80-х годах девятнадцатого века, и осуществлено впервые) широкого доступа к этим знаниям, в первую очередь у представителей Западной цивилизации, не было. Да и на Востоке эти знания были в большинстве своем утеряны или искажены до полной противоположности или абсурда.

Издание «Разоблаченной Изиды», а впоследствии первого и второго томов «Тайной доктрины» (третий том был издан последователями и учениками уже после смерти автора) произвели эффект, выражаясь нынешним языком, полного шока. Причем так было в Британии и других странах Европы, и в США и в самой Индии, откуда учение берет начало.

Автором этого поистине сверхтитанического труда была наша величайшая соотечественница – Елена Петровна Блаватская.

В краткой статье невозможно даже пытаться пересказать суть ее трудов, да в этом и нет никакой необходимости. Те, кто захочет да и сможет изучать и постигать, найдут для этого возможности. Но вот о другом не сказать было бы грешно.

Нет пророка в своем отечестве. Это евангельское изречение Христа, более чем уместно по отношению к ней.

В 2006 году мир готовился, а потом широко и торжественно отмечал 175 годовщину со дня рождения Великого Вестника Света.

Достаточно сказать, что Россия и Индия, Британия и США этому событию уделяли огромное внимание в официальных кругах и государственных учреждениях, и в первую очередь имеющих отношение к культуре. Такие международные организации, как Юнеско и ООН (в рекламе не нуждаются), так же готовились к этой дате. Широко готовились отметить эту дату общественность, научные и наиболее передовые круги и представители многих других, а не только названных стран. А страна и земля, и народ, которые дали миру такого гения, в большинстве своем не только не помнят, но и не ведают об этом событии и такой дате.

В такой день рождения, с благодарностью великой подвижнице, было бы очень кстати завершить работы по устройству дома-музея Елены Петровны Блаватской в Днепропетровске, в котором она родилась и где прошло её детство, и еще хотя бы что-то сделать.

Государства с гораздо меньшим потенциалом таким событиям, таким людям, уделяют внимание значительно больше. Выпускают к таким датам почтовые марки и конверты с их портретами, юбилейные монеты и другие памятные атрибуты.

Примером могла бы послужить та же маленькая Молдова, выпустившая почтовую марку к дню рождения Елены Петровны Блаватской. Хотя Елена Петровна к Молдове никакого отношения не имела.

Елена Петровна Блаватская стала символом эпохи. Эпохи культуры. А это слово (нам дает пояснение Николай Константинович Рерих) в переводе с древнеиндийского санскрита означает – культ (почитание) и Ур (свет) – почитание света. Она же всю свою жизнь несла людям свет.

Что может быть более благородного и вместе с тем более сложного, трудного. И, как правило, неблагодарного, и вместе с тем, более необходимого для людей?

Николай Дзюбак. г. Киев.